Н.А. Римский-Корсаков опера «Царская невеста. Лев мей – царская невеста
билеты на оперу «Царская невеста» в большом театре
Либретто оперы «Царская невеста»
Предлагаем вашему вниманию либретто оперы «Царская невеста» Николая Андреевича Римского-Корсакова, написанное им в соавторстве с Иваном Федоровичем Тюменевым.
Первоосновой этого произведения служит драма Льва Александровича Мея, где в основу сюжета «Царской невесты» Мей положил рассказ летописи о третьей женитьбе Ивана IV (Ивана Грозного), о смерти его невесты Марфы Собакиной. Текст этой драмы приведен здесь.
Николай Андреевич
Римский-Корсаков (1844-1908)
ЦАРСКАЯ НЕВЕСТА
Опера в 4 действиях
Либретто Н.Римского-Корсакова и И.Тюменева
по одноименной драме Л.Мэя.
Опера впервые увидела свет в 1999 г. на сцене Русской частной оперы в Москве (дирижёр М.Ипполитов-Иванов, художник М.Врубель). В том же году была поставлена в Харькове (антреприза А.Церетели), затем в Саратове (1900) и на Мариинской сцене (1901 г). Является одной самых репертуарных опер Римского-Корсакова. За первые пятьдесят лет своего существования ставилась около двух десятков раз в т.ч. на сценах Праги, Нью-Йорка, Берлина, Софии, Брно, Стокгольма.
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
ВАСИЛИЙ СТЕПАНОВИЧ СОБАКИН, новгородский купец – бас.
МАРФА, его дочь – сопрано.
ГРИГОРИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ ГРЯЗНОЙ, опричник – баритон.
ГРИГОРИЙ ЛУКЬНОВИЧ МАЛЮТА-СКУРАТОВ, опричник – бас.
ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ЛЫКОВ, боярин – тенор.
ЛЮБАША – меццо-сопрано.
ЕЛИСЕЙ БОМЕЛИЙ, царский лекарь – тенор.
ДОМНА ИВАНОВНА САБУРОВА, купеческая жена – сопрано.
ДУНЯША, ее дочь, подруга Марфы – контральто.
ЦАРСКИЙ ИСТОПНИК – бас.
СЕННАЯ ДЕВУШКА – меццо-сопрано.
МОЛОДОЙ ПАРЕНЬ – тенор.
Два знатных вершника, опричники, песенники и песенницы, плясуньи,
бояре и боярыни, сенные девушки, слуги, народ.
Действие происходит в Александровской слободе осенью 1572 г.
Царская невеста (опера)
Московское товарищество частной русской оперы
«Царская невеста» — опера в 4 действиях Николая Андреевича Римского-Корсакова по драме Льва Мея в обработке Ильи Тюменева. Первое представление состоялось 22 октября 1899 года в театре Московского товарищества частной русской оперы.
Содержание
Действующие лица
- Василий Степанович Собакин, новгородский купец — бас
- Марфа, его дочь — сопрано
- Григорий Григорьевич Грязной, опричник — баритон
- Григорий Лукьянович Малюта Скуратов, опричник — бас
- Боярин Иван Сергеевич Лыков — тенор
- Любаша , любовница Грязного — меццо-сопрано
- Елисей Бомелий, царский лекарь — тенор
- Домна Ивановна Сабурова, купеческая жена — сопрано
- Дуняша, её дочь, подруга Марфы — контральто
- Петровна, ключница Собакиных — меццо-сопрано
- Царский истопник — бас
- Сенная девушка — меццо-сопрано
- Молодой парень — тенор
- Два знатных всадника
Опричники, песенники и песенницы, плясуньи, бояре и боярыни, сенные девушки, слуги, народ
Содержание
Первое действие: «Пирушка». Боярин Грязной в тяжелом раздумье: он горячо полюбил Марфу, но она просватана за Ивана Лыкова. Чтобы забыться, Грязной устраивает пирушку. Приходят гости, среди них — Иван Лыков, недавно возвратившийся из поездки по Европе, царский лекарь Елисей Бомелий, Малюта Скуратов. Григорий представляет свою любовницу Любашу. Когда гости стали уходить, Грязной задержал Бомелия: «Есть у меня приятель, зазнобила ему сердечко красная девица».После чего спросил – нет ли такого зелья , чтоб девица полюбила друга? Бомелий отвечает, что есть такое зелье, чтобы девушка полюбила. Грязной уговаривает Бомелия приготовить это зелье посулив награду и лекарь соглашается его сделать. Их разговор подслушала Любаша.
Второе действие: «Приворотное зелье». После церковной службы на улице Марфа и Дуняша ждут Лыкова. На девушек обращает внимание проезжавший мимо всадник, в котором они не узнали Ивана Грозного. Вскоре появляются Собакин и Лыков, все идут к Собакиным. Вечером Любаша приходит к Бомелию и просит отравляющее зелье , чтоб извести в лице Марфы соперницу за любовь Грязного. Взамен Бомелий требует любви, ставит Любашу в безвыходную ситуацию. Она соглашается.
Третье действие: «Дружко». Дома у Собакина Лыков и Грязной в ожидании. Царь собрал на смотрины 2000 девушек, из которых осталось только 12, среди них Дуняша и Марфа. Опасаются, что царь может выбрать Марфу, тогда не быть её свадьбе с Лыковым. Грязной вызывается быть на свадьбе дружкой. Приходит Домна Сабурова и рассказывает, что Иван Грозный «положил глаз» на Дуняшу, и скорее всего невестой быть ей. Грязной предлагает за это выпить, наливает в бокалы мёд, Марфе подсыпает зелье. Но Любаша поменяла зелья и вместо приворотного тот подсыпает девушке отравляющее. Приходят Дуняша и Марфа, которая выпивает мёд с зельем. Сабурова и Дуняша поют величальную песню жениху Лыкову и невесте Марфе. Неожиданно в дом приходят бояре во главе с Малютой Скуратовым с новостью: царь выбрал в жёны именно Марфу.
Четвёртое действие: «Невеста». Перед свадьбой Марфа живёт в царских палатах, её губит неизвестный недуг. Появляется Грязной и говорит, что под пыткой Лыков признался, что хотел отравить Марфу, за что по приказу царя казнён. Марфа в безумии принимает Грязного за Лыкова. Грязной понимает, что желая приворожить Марфу, он её отравил. Не выдержав, он сознаётся во всём: это он оклеветал Лыкова, он подсыпал зелье для приворота, а оно оказалось отравой. Просит бояр забрать его, но прежде разделаться с Бомелием. Появляется Любаша и говорит, что зелье подменил не Бомелий, а она сама. Рассказывает, что подслушала разговор и подменила зелье, от которого Марфа совсем зачахнет и умрёт. В гневе Грязной зарезает Любашу и прощается с Марфой, которая в безумии снова принимает его за Лыкова и поёт «Приходи же завтра, Ваня».
Постановки
- 22 октября 1899 — Москва, Товарищество частной оперы (дирижёр Ипполитов-Иванов, реж. Шкафер, худ. Врубель; Собакин — Мутин, Марфа — Забела-Врубель, Грязной — Шевелев, Малюта Скуратов — Тарасов, Лыков — Секар-Рожанский, Любаша — Ростовцева, Бомелий — Шкафер, Сабурова — Гладкая, Дуняша — В. Страхова);
- 30 октября 1901 — Петербург, Мариинский театр (дирижёр Направник и Блуменфельд, худ. Иванов и Ламбин; Собакин — Сибиряков, Марфа — Больска, Грязной — Тартаков, Малюта — Антоновский, Лыков — Орешкевич, Любаша — Славина, Бомелий — В. А. Даверин-Кравченко, Сабурова — Гладкая);
- 1916 — Большой театр (дирижёр Купер, пост. Оленина, худ. Коровин, Голова, Дьячков; Собакин — В. Петров, Марфа — Нежданова, Грязной — Савранский, Малюта — Цесевич, Лыков — Куржиямский, Любаша — Павлова, Бомелий — Эрнст, Дуняша — Антарова).
- 24 ноября 1922 — Москва, Оперный театр Зимина (дирижёр Ипполитов-Иванов, реж. Званцев; Собакин — Пирогов, Марфа — Баратова, Грязной — Головин, Любаша — Петрова-Званцева, Лыков — Лабинский);
- 1924 — Ленинградский театр оперы и балета (дирижёр Самуил Самосуд).
- 1926 — на открытии Оперной студии-театра им. Станиславского (пост. Станиславского, муз. консультант Сук, дирижёр Жуков, худ. Симов);
- 2 декабря 1936, Ленингр. Малый оперный т-р (дирижёр Хайкин, пост. Раппопорта, худ. Кустодиев, хормейстер Бауер).
- 1937, 1955, 1962, 1966 — Большой театр.
- 1944 возобновление Музыкальным театром Станиславского и Немировича-Данченко.
- 2004 — Самарский академический театр оперы и балета, Самара. Музыкальный руководитель и дирижер — заслуженный деятель искусств России Владимир Коваленко. Режиссер-постановщик — заслуженный деятель искусств России Георгий Миллер (Челябинск). Художник — постановщик — Станислав Фесько (Екатеринбург). Художник по костюмам — Светлана Пономаренко. Хормейстер-постановщик — заслуженный деятель искусств России Валерия Навротская.
Постановки в других городах: Хельсинки (1906) Минск (1933, 1938, 1949) Харьков (1937, 1940, 1945), Баку (1938, 1944), Тбилиси (1939, 1952), Ереван (1940), Алма-Ата (1940, 1946, 1957), Львов (1945), Ташкент (1945), Одесса (1946, 1957), Рига (1950), Вильнюс (1952), Душанбе (1953), Ашхабад (1956), Таллин (1959), Йошкар-Ола (2011) и др.
Постановки за рубежом: Прага (1902), Хельсинки (1927), Париж (1911, на рус. яз.), Нью-Йорк (1922, на рус. яз.), Берлин (1923), София (1923), Любляна (1924). Загреб (1924), Лондон (1931, на рус. яз.), Таллин (1932), Брио (1934), Стокгольм (1945), Лондон (2011).
царская невеста – Самое интересное в блогах
Царская Невеста в Астрахани
В Астраханском театре оперы и балеты состоялась премьера оперы Н.А. Римского–Корсакова “Царская Невеста”. Заглавную партию Любаши исполнила питерская оперная дива – Анна Недорезова – актриса театра «Зазеркалье». Примечательно, что надо постановкой работал один из самых уважаемых концертмейстеров в мире – Ирина Юрьевна Соболева.
ЦАРСКАЯ НЕВЕСТА. Новая опера
Театр Новая опера представляет!
Царская невеста опен эйр
Сегодня в Большом давали “Царскую невесту”. И около Большого тоже давали – всем желающим абсолютно безвозмездно, то есть даром:-)
Прямая трансляция, четыре действия с антрактом.
Очень повезло с погодой, иначе эти три с половиной часа не показались бы таким незамутнённым раем)
Мне безумно понравилось. Эффект присутствия был полным и завооаживающим, не смотря на снующих туда-сюда людей. А ещё мы – уличные зрители – могли видеть, что происходило на бэкстейдж во время смены декораций, а в антракт нам показали интервью с актёрами, поющими заглавные партии. Крутецки круто)
Я не любитель оперы, разве что знаю её самые “попсовые” арии и имею в любимчиках пару – тройку теноров. Но тут я три часа просидела с открытым ртом, восхищённая красотой действа. Не скажу , что мне понравилась сама музыка Римского- Корсакова, но голосами и постановкой я восхищена. В четвёртом действии, в сцене, когда Григорий Грязный просит у Марфы прощения, по моей небритой щеке скатилась и скукожилась в пыли асфальта скупая рокерская слеза)))
Понравились молодой тенор Богдан Волков в роли Ивана Лыкова, баритон Эльчин Азизов в роли Грязного и бас Владимир Маторин в роли Собакина, отца Марфы. Динара Алиева в роли Марфы тоже чудесная.
Москвичи, завтра “Царскую невесту” ещё раз покажут, сходите – не пожалеете. А в следующие выходные будет балет – “Драгоценности” Баланчина.
Вот люблю я такое. Когда бы я ещё пошла в оперу, да может и никогда, а тут окультурилась по самое нимагу)) Так же и с джазовыми концертами в Сокольниках – живой звук помогает расширить границы восприятия, получить новый экспириенс – здорово же!
Рядом со мной сидела парочка. Они пришли, когда шло уже 4-ое действие, и так громко шептались “а это чо за мужик?”, “почему она его Иваном называет?” ,”за что он её убил-то. ” – что я развернулась и коротко пересказала им либретто)) В ответ получила горячую благодарность, правда, в самом конец меня спросили “а чо это ваще за опера ?”)) Но всё равно люди ушли окультуренные, с пониманием того, за что Григорий убил Любашу и почему Марфа называла его Иваном)
Травы-отравы в опере Н. Римского-Корсакова “Царская невеста”
Травы-отравы в опере Н. Римского-Корсакова “Царская невеста”
Слушала оперу Римского-Корсакова «Царская невеста» в Большом театре. Дирижировал Геннадий Рождественский. Впечатлений много!
О чем же эта опера? Каждый видит свое: и об опричниках Ивана Грозного, о самом царе и о его произволе при выборе им невесты. Я бы еще добавила: «О любви». О любви и ненависти, о ревности и мести, о коварстве любящей и отвергнутой женщины, о беззащитности чистой души перед чужой ненавистью.
Летом цветы и травы поглощали все мои мысли, все внимание. О, травы! Отравы… Отравы присутствовали и в опере «Царская невеста». Травы-отравы, травы-снадобья, травы-зелье. Ими частенько пользовались на Руси и как лекарством, и как приворотным зельем, и как отравой для соперников.
М.В.Нестеров. За приворотным зельем
Царский опричник Григорий Грязной полюбил красавицу Марфу Собакину. Он сватался, но отец Марфы ему отказал – дочь уже сосватана за Ивана Лыкова, которого любит всем сердцем. У Грязнова есть любовница Любаша, которая любит его больше жизни, но последнее время она стала замечать охлаждение со стороны Григория и, наконец, узнала причину.
Венчание сквозь слезы.
В отношении к царской чете – императору Николаю II и императрице Александре Федоровне – существует убеждение, что их союз послужил катастрофе 1917 года. У знаменитой книги американского историка Роберта Мэсси «Николай и Александра» ( первое издание в США – декабрь1971 г., затем, в короткий промежуток времени, книга издавалась еще одиннадцать раз; начиная с 1990 г. перевод ее не раз выходил в России) есть подзаголовок, вполне подобающий бестселлеру: «Их любовь погубила империю» («Their love cost an empire»).
Брешь в стене
Совсем недавно один из известных российских публицистов, человек православный и монархист по убеждениям, назвал царя Николая II «первым семьянином России», чтоб разъединить в царе «человека просто» и государственного деятеля и последнего горько упрекнуть в «роковых ошибках» (В.Тростников «Роковые ошибки Николая II», «Аргументы и факты» 17 мая 2009). Выражение «хороший семьянин» стало, таким образом, несмываемым клеймом на репутации последнего нашего царя. О его любви к Александре Федоровне многие думают как о великом нашем несчастье.
Что уж греха таить? Я и сам так думал. Категоричность невежественного мнения – у нас это запросто. А откуда взялось это мнение, на чем оно основывается столь «искренним образом», об этом можно не думать. «Искренне считаю» – и ладно. Помню первый (и очень слабый) укол сомнения, когда (в 1990-м году), в разговоре с одним историком, я обронил мимоходом: «Так ведь он (Николай II) был под каблуком у супруги». Каково же было мое изумление, когда собеседник спокойно мне возразил: «Большое заблуждение. И то, что это вовсе не так, доказать очень просто». Я не мог не заметить: человек ответил со знанием дела и – замолчал вопрос, чтоб не быть обличенным в неосновательности, так что эпизод был просто мною забыт; я вспомнил о нем только много позже, когда стал читать хорошие книги о царской семье. К ним можно отнести и книгу Роберта Мэсси, написанную хоть и с наивно-либеральных позиций, но с большой любовью и к царской чете, и к России, а также очень талантливо. О каком-нибудь периоде жизни царской семьи в этой книге читается так, будто последующее еще не случилось! Мэсси и пробил брешь в стене неприятия. Все ж от негативного чувства к царице избавлялся я с очень большим трудом.
Слишком многое было против
В 1993 году исполнялось три четверти века со дня расстрела царской семьи. Летом того года в Москве, в Манеже, была открыта выставка «Последний император России». В ней были представлены фотографии, вещи, принадлежавшие царской семье, а также произведения искусства, связанные с данной темой. За исключением буквально одной картины, все последние были такого невысокого уровня, что вызывали одну досаду. «А что можно ждать, если вся интеллигенция отвернулась от царя и остается к нему нерасположенной?» – помнится, подумалось мне. Главным же, прямо врезавшимся в память, впечатлением был дневник цесаревича Николая Александровича – небольшого размера, квадратной формы тетрадь из плотной желтоватой бумаги, в красивой, сафьяновой, кажется, обложке. Дневник был раскрыт на записи, относившейся к 27 мая 1884 года (все даты даются по старому стилю), когда великий герцог Гессенский Людвиг с дочерьми и сыном приехали в Петергоф, чтобы принять участие в торжестве бракосочетания великого князя Сергея Александровича и принцессы Эллы (Елизаветы Федоровны). Можно было своими глазами прочитать всем известную запись: «В половине восьмого обедали со всем семейством. Я сидел с маленькой двенадцатилетней Аликс, которая мне ужасно понравилась». Странно было смотреть на этот четкий, ясный, кругловатый, уже сформировавшийся почерк юного цесаревича – словно присутствовать не на выставке, а при явленном «срезе времени». Будто на мгновение хорошо известное последующее еще не случилось!
Цесаревич Николай был веселым молодым человеком. Его веселость не означала легкомысленности. Только что, 6 мая 1884 г., ему исполнилось 16 лет, и в церкви Зимнего дворца, где сейчас состоится бракосочетание, он произнес присягу на верность престолу и отечеству, о чем великий князь Константин Константинович Романов (К.Р.) оставил следующую запись в своем дневнике: «Наследник с виду еще совсем ребенок и очень невелик ростом. Прочитал он присягу, в особенности первую, в церкви детским, но прочувствованным голосом; заметно было, что он вник в каждое слово и произносил свою клятву осмысленно, растроганно, но совершенно спокойно. Слезы слышались в его детском голосе. Государь, Императрица, многие окружающие, и я в том числе, не могли удержать слез».
Источники:
http://www.tsarsbride.ru/tsarbrid/
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/23287
http://www.liveinternet.ru/tags/%D0%A6%D0%B0%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%BD%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B0/