Обряды славянской свадьбы. Славянская слобода: Свадьба: Ритуалы и обряды

Традиции и обряды славянской свадьбы. Как организовать торжество в старорусском стиле в наши дни?

Свадьба в России – смешение стилей и традиций разных стран. Однако, если обратиться к исконно русским обрядам и традициям, то праздник получится не менее колоритный, красивый и запоминающийся.

Свадебные традиции и обряды древних славян

Старинное название свадьбы – Любомир. Этот день отмечался без алкоголя, драк, пьянок и прочего непристойного поведения. Любомир – это, в первую очередь, праздник души, и только потом, тела. Богато накрытый стол был второстепенной задачей.

Традиция с обручальными кольцами – древний и сложный ритуал. К обручению готовились с отрочества. Когда мальчику или девочке исполнялось двенадцать лет, они начинали носить серебряное кольцо. Считалось, что этот металл священен и способен вобрать в себя положительную энергетику хозяина. В момент обручения, жених и невеста обменивались этим кольцами. Их нужно было носить ближе к сердцу – на шеи.

С этими кольцами суженные должны были проходить от 16 до 40 дней, пропитываясь энергетикой друг друга.

В день свадьбы, жених с невестой надевали друг другу на безымянные пальцы правой руки другие кольца. Серебряные – возвращались владельцу и одевались на безымянный палец левой руки. Этим ритуалом замыкался духовный круг между новобрачными.

Выкупа в славянской свадьбе не было. Это обусловлено тем, что праздник духовный, ни о каких деньгах не могло идти речи. Накануне свадьбы устраивались бои между женихом и мужчинами-родственниками невесты (отцом и братьями). Так демонстрировалась способность будущего супруга защитить свою семью. Другой вариант испытания – охота. Жених показывал отцу невесты насколько он удачлив и ловок в этом ремесле.

Невесте предстояло пройти испытания, проводимые женской половиной стороны жениха. В женщине ценились познания и умения в рукоделии, кулинарии, ведении домашнего хозяйства, хорошо (но не обязательно), чтобы она умела петь и танцевать.

Обязательная часть свадебного дня – хороводы. Особенно важен был свадебный хоровод. Его проводили в конце празднества. Молодежь приходила поближе к водоему и разводила на берегу два костра: один для юношей, другой для девушек. Женский хоровод всегда водился по направлению солнца, он назывался посолонь. Мужской хоровод в противоположном направлении, то есть противосолонь.

Костры располагались так близко, что участники хоровода касались друг друга спинами. Когда давался знак, хороводы останавливались и те, кто соприкоснулся спинами, выходили из круга. Затем, движение продолжалось. Таким образом, получалось девять пар. Они вставали спиной друг к другу и произносили название трех миров (Явь, Правь, Навь), затем, поворачивали голову в сторону. Если направление их совпадало, то это означало духовную связь между людьми.

Ритуал не означал, что эти юноши и девушки должны были обязательно пожениться. Это был намек, на то, что необходимо присмотреться друг к другу.

Предсвадебная подготовка

Процесс подготовки к свадебному дню был расписан поэтапно, имел строгую последовательность:

  1. Сватовство. Поздно вечером, жених со сватами отправлялся в дом невесты. Время выбрано не спроста, если жених получит отказ, то об этом никто не узнает. В качестве сватов выступали мужчины, они первые входили в дом, угощали хозяев хлебом и заводили разговор. Затем, звали жениха с невестой. У девушки спрашивали ее мнение, родители, в свою очередь, присматривались к будущему зятю.
  2. Смотрины. Устраивались испытания для жениха, а девушка приходила в дом к его родителям и показывала там свое умение вести хозяйство.
  3. Обручение. Обряд проходил в доме невесты, туда собралась родня с обеих сторон. Помимо обмена кольцами, молодым связали руки полотенцем. После проведения обручения отменить свадьбу и передумать уже было нельзя.
  4. Выпечка каравая. Действо проходило в доме невесты. Созывались все замужние женщины-родственницы, их должно было быть нечетное количество. Они не только пекли хлеб, но и веселились, пели песни.
  5. Девичник и молодецкий вечер. По-другому, прощальный вечер. В этот вечер плели свадебные венки, танцевали, дарили друг другу небольшие подарки и пели.

День торжества

Еще более ярким днем был свадебный, он проходил по следующему сценарию:

  1. Одевание жениха и невесты. Наряд невесты обязательно в пол и с длинным рукавом, голова покрыта платком. Цвет одежды у обоих новобрачных – белый, с обилием вышитых элементов.
  2. Выпроваживание жениха. Он шел в дом невесты, оставаясь там до конца дня.
  3. Запросины. Празднично украшали лошадей или телегу, молодые ездили по гостям и зазывали их на праздник.
  4. Посад. Это основная часть, во время нее заключался брачный союз.
  5. Венчание. Было не достаточно заключить брак, союз должен быть освящен церковью и принят Богом.
  6. Покрытие. Это часть завершала свадебное торжество. С девушкой проводился ритуал: заплетали косу (или вовсе отрезали), покрывали голову убором. Делили на всех гостей свадебный каравай. Это были последние действия в ее родном доме, после, муж забирал ее к себе.
  7. Перевоз приданого. В него входила не только одежда и другие хозяйственные принадлежности, но и деньги, участки земли и скот.

Здесь можно увидеть фото славянской свадьбы.




Стилистика, символика и атрибуты

Для того, чтобы свадебный день прошел согласно традициям обязательно присутствие следующих атрибутов:

  • Рушник. Это вышитый кусок ткани в виде длинного полотенца. Он являлся защитой семьи и рода, его передавали от одного поколения к другому. Рушник использовался для поднесения каравая или другого угощения. Нельзя было наступать на рушник, так, семья лишалась защиты духов, обрекла себя и потомков на несчастья.
  • Домотканое полотенце. Его использовали для связывания рук молодым во время обручения. После, полотенце отдавалось в приданое невесте.
  • Каравай. Сладкий хлеб, красиво украшенный завитками, цветами, косичками. Чем богаче был каравай, тем счастливее и благополучнее была жизнь молодых. С помощью каравая совершался обряд почтения Матери Земле и Отцу Небу.
  • Кольца. Своей формой они символизировали солнце, которое было в почете славян, тогда еще язычников. Круг –символ гармонии, единства и верности.
  • Венок из цветов. Его одевала как невеста, так и жених. Венок – символ любви и солнечных лучей, спрятанных в травах и цветах.
  • Свадебник. Вышитый оберег, означающий одновременно созидательное и разрушительное начало солнца. Он означает сплетение двух родов, служит оберегом новой семьи. Свадебник дарили родители, после окончания церемонии бракосочетания.
Читать еще:  Тост в прозе на свадьбу лучшему другу. Поздравления со свадьбой — красивые в прозе

Как организовать такое мероприятие в старорусском стиле в наши дни?

Подготовка – важная часть организации современной славянской свадьбы:

  • Место торжества. Лучше выбрать лужайку, недалеко от водоема. Другой вариант – загородный дом или усадьба в русской стиле.
  • Приглашения. Это могут быть открытки с народным орнаментом, декорированные цветами и веточками.
  • Меню. На столе должны быть блюда русской кухни. Их разнообразие огромно: щи, уха, пироги, блины, томленое мясо, запеченная рыба, солености, грибы, селедка. Вместо торта лучше подать большой ягодный пирог.
  • Алкоголь. Его присутствие на русской свадьбе нежелательно. Если без него не обойтись, то лучше отдавать предпочтение русским напиткам: квасу, медовухе, настойкам на травах и ягодах.
  • Кортеж. Идеальный вариант – повозки, запряженные лошадьми. Если такой возможности нет, то машины можно украсить лентами с народным орнаментом, полевыми цветами.
  • Образ невесты. Для девушки лучше подобрать сарафан красного цвета в пол, с белой, вышитой блузой. Более привычный вариант – белое свадебное платье, отделанное вышивкой в народном стиле. На голове платок, либо венок из цветов. Традиционная прическа – коса.
  • Образ жениха. Состоит из шаровар, белой, вышитой рубахи, широкого пояса и сапог.

Сценарий проведения торжества традиционен и отличается лишь нюансами:

  1. Выкуп. Лучше отказаться от денег за невесту и попросить показать жениха свою находчивость, ловкость и, конечно, любовь. Это могут быть задания с танцами, песнями, частушками и признаниями.
  2. Регистрация. Оптимальный вариант – выездная, на природе, недалеко от березовой рощи.
  3. Венчание. Этот этап обязательная часть русской свадьбы. Оно проходит согласно церковным традициям.
  4. Фотосессия. Красивые фото получаются в поле, берёзовой роще, на берегу озера. В качестве аксессуаров выступают: венки из цветов, платки в народном стиле, плетеные корзины, самовар и каравай.
  5. Праздничное застолье. Молодых встречают с хлебом и солью, усаживают за накрытый стол. В качестве развлечений лучше выбрать хороводы, танцы, безобидные конкурсы, в конце вечера – разжигание костра.

Хорошо спланированная свадьба в традиционном русском стиле – торжество, которое запомнится не только гостям, но и самим новобрачным.

Полезное видео

Предлагаем посмотреть видео о традициях славянской свадьбы:

Славянская свадьба. Обычаи и традиции наших Предков

Свадьба — волнующее событие для всех участников, а славянская свадьба или даже просто свадьба в славянском стиле может стать незабываемым, высоким торжеством. Некоторые обычаи славянской свадьбы известны всем — например, свадебный поезд, который раньше назывался дружиной, или же наличие каравая – обрядового печения. Известный обряд славянской свадьбы — постилание вышитого славянского рушника на землю, осыпание молодых хмелем и рожью «на счастье», богатое застолье. И всё же есть традиции славянской свадьбы, которые надо вспомнить и объяснить. Об этом — в статье.

Традиции славянской свадьбы

По многим источникам древних летописей знаем, что сама славянская свадьба начиналась задолго до ее празднования. Все начиналось со сватовства – некоего уговора о создании семейного союза, заключенного не только между парнем и девушкой, но и их родителями. В этом действе было важно получить двухстороннее согласие родителей на решение молодых людей пожениться.

Обычаи, обряды и традиции славянской свадьбы

Незадолго до свадьбы в обычае было посещать могилы умерших родных и близких. Предполагалось, что таким образом будущие муж и жена получают от своих предков благословение. Действо это, чтобы ощутить взаимосвязь с Родовым Древом. Это очень важно для продления рода, когда молодожены захотят, чтобы в их семье воплотился кто-либо из рода мужа либо жены. Такая тесная взаимосвязь с предками была важна для славян древних времен.

Также перед самой свадьбой было принято устраивать мальчишники и девичники, которые популярны даже в современных свадебных традициях.

Мальчишник (молодечник, либо вечерина жениха) – это не столько традиция, сколько обряд. Его могли придерживаться либо за день до свадьбы, либо за несколько дней до свадьбы, которые начинаются от дней рукобитья (обручения, помолвки, или заручины). Особенность мальчишника заключается в обрядовой пирушке со своими сверстниками и друзьями, которые неженаты. Это прощание с беспечностью, холостой жизнью, гуляньями и «вольной волюшкой». Ритуалы могут выражаться в мистериях – театральных постановках, играх с масками на лице, загадками, сказками и весельем.

Девичник (девичий вечер, вечёрка, или вечерина невесты) – это обрядовое времяпровождение невесты со своими незамужними подружками, которое совершается либо в любой день со дня рукобития, либо за день до самой свадьбы. Это время, когда невеста прощается со своим девичеством, легкой и простой жизнью, где не требовалось ранее от нее большой ответственности и самостоятельности. Все русские и славяне знают о веселии и гуляньях в такой день. Однако на русском Севере девичник совсем не начинается весельем – здесь можно встретить плач, причитания, поэтические сожаления. Так провожают девичество и прощаются с ним навсегда.

Вьюнишник (юнины, обходной обряд, вьюшник или окликание молодых) – это обходной обряд, когда свадебная пора ознаменована поздравлениями, хороводами, величаниями, чествованием молодых, которые вступили в семейный союз в течение текущего года. Этот обряд завершает долговременный период послесвадебного периода времени. Славянская свадьба была делом не одного дня, а целого периода, важного для всех ее участников, а не только для молодых. Обряд вьюнка или венка помогал молодоженам перейти из одного социального статуса в другой, из неженатых в семейных.

Славянский рушник и другие атрибуты

Каравай – это выпеченный хлеб из сладкого теста с различными украшениями на нем, тоже из теста (завитки, цветы, косички, листья). Он символизирует богатую жизнь, достаток для молодой семьи. При помощи каравая совершался также обряд, объединяющий жениха и невесту с богами, дающими возможность прокормиться людям на земле. Например, оказывалось почтение Матери Земле и Отцу Небу.

Свадебный рушник

Кольца символизировали Солнце, связь с солярной символикой славян. Они являются также символами любви, единения, верности и гармонии.

Венок – часть славянской атрибутики, символизирующей для молодой пары вечную любовь и силу Солнца, сокрытую в травах и цветах.

Читать еще:  Поздравления венчающимся. Поздравления на свадьбу в прозе и свадебные поздравления своими словами. Поздравления с днем татьяны своими словами

Домотканое полотенце, которым обвязывают руки жениха и невесты.

Современная свадьба в славянском стиле

Традиции славянской свадьбы сейчас не исполняются в полной мере, конечно. Но свадьбы в славянском стиле набирают популярность. Сегодня постилают рушник на пол в брачных салонах, пекут праздничный обрядовый каравай, молодые надевают кольца. Невеста может надеть венок из трав и цветов, либо же молодожены надевают тканые очелья, а невеста — платье в славянском стиле, расшитое обережной вышивкой.

На такую свадьбу приглашается волхв или жрец, который произносит славления Богам, чествования предкам двух родов жениха и невесты и торжественно сочетает в союз пару. Действо происходит на лоне природы. Гости после сочетания молодоженов осыпают зернами пшеницы, «шишечками» настоящего хмеля.

Несмотря на утраченные традиции, славянская свадьба все еще продолжает существование в разных культурах и народах славян. Досконально теперь можно повторить всю обрядовость такого мероприятия в том случае, если собрать воедино все кусочки, сохранившиеся в летописях и сказаниях. Но нужно учитывать особенности культур южных, западных, восточных и северных славян. Они могут в чем-то сильно отличаться даже в отношении проведения свадеб.

Обсуждения

Славянская Свадьба

6 сообщений

Основные обрядовые знаки Славянской свадьбы

Родовая память народа, в данном случае славянского, в обрядовых действиях и языке обряда: его песнях, величаниях, заклинаниях, заговорах – удерживает, хотя смутно и почти бессознательно то, что образно вошло в обряд в глубокой древности как зерно, как суть. С течением времени сам обряд и образносмысловое его восприятие обросло наслоениями соответственно времни и изменениям условий мест расселения родов, но сохраняется древняя суть обряда, явленная образным миропониманием наших предков.

Свадебная обрядность при кажущимся разнообразиии, как у восточных так и у западных и южных славян, несет в себе общие черты присущие всем славянским народам.

Несмотря на то, что с хрисианизацией в свадебный обряд был включен элемент христианства, (как юридическое эакрепление брака церьковью) этот элемент занимает в свадебном действе весьма скромное место. Славянская свадьба по “свычаю и обычаю” донесла до настоящего времени в своей основе природное миропонимание славян земледельцев.

По сей день мы пользуемся выражением: “Сыграть свадьбу”. Оно отсылает нас к временам, когда игрищем именовались всеобщие религиозно-мифологические праздники, славящие: Солнце, Землю, Воду, Огонь. Об этом говорят христианские поучениях против язычества, называя языческие праздники-обряды:”бесовские игрища да гульбища”.

Свадебное игрище-многолюдное и многочастное дейсво с определенно установленными местами и временем всего происходящего. Цель его – основание новой семьи, а сквозное действие – засев нового поколения. С помощью пожеланий, заклинаний, заговоров и жертвоприношений Солнцу, Земле, Воде, Огню заключается договор не только между родом жениха и родом невесты, но и с инымии мирами и силами в чьей воле создать благоприятные условия для нового урожая, т.е. нарождения потомства.

В нескольких славянских языках слово “семья” соответствует слову “родина”, а в то же время слово “семья” означает – родственников со стороны мужа, как со стороны семени. Сохранившиеся в свадебных песнях величание жениха и невесты князем и княгиней по заключению проф. О.Миллера, объясняется из родства этих слов с санкритским корнем “गन gan” что значит – рождат и князь означает глава рода, а княгиня – насадительница семьи.

Слова – пшеница, жито, просо, горох, ячмень, сноп – одинаковы у всех славянских народов. Ключевой образ славянской культуры: рождение-смерть-вновь рождение, отображает последовательность возделывания зерна. Зерно(семя) засевают в подготовленную землю и, умирая, зерно возрождается в новом урожае, плодородие – как годовой круг, как жизненный круг. В свадебном обряде невеста соответствует Земле, в которую будет засеяно семя. На Украине родители благославляют невесту словами: “Щоб ти була, як оца свята Земля.” В Галиции по Збручуи Вуковине родители желают молодым быть:”Ситни, як свята Земля ситна.” Обрядовое обсыпание молодых хлебным зерном обязательно на всех славянских свадьбах. Это важное действо, которое магически воспроизводит засев будущего поколения. В Чехии и Селезии существует поверье, что у молодухи будет столько детей, сколько на нее упрадет хлебных зерен во время свадебного обсыпания. Обсыпают молодых и порознь, и вместе, и при отправке к венцу, или по выходе из церкви, или во время приезда молодых в дом новобрачного. При обсыпании молодых зерном на Украине поется:

“Ой сій, мати, овес

Та на наш рід цвесь

Щоб наш овес рясен був

Щоб Івасів рід красен був.”

В некоторых местностях при обсыпании хлебные зерназаменяет хмель, а как позднейшая замена хлебного зерна – мелкие деньги.

У всех славянских народов по настоящее время существует совершенно особое отношение к хлебу, не столько хозяйственное, сколько ритуальное. К хлебу как зерну, так и производным от него – выпечному хлебу, каше, блиним – отводится в славянской обрядности первостепенное значение. Свадебный хлеб на свадьбах ценится как предмет совершенно самостоятельный, как действующее лицо, которое в самом себе заключает глубокий смысл. Признание за хлебом его священного значения и почитание оного определяет его место в свадебном обряде. В русской традиции при благословении молодых хлеб занимает место рядом с иконой: отец благословляет иконой, а мать – хлебом с солью. Хлеб присутствует при различных действах на протяжении всего свадебного обряда. Так перед выездом жениха за невестой крестная мать три раза посолонь ( т.е. по солнцу, как в языческих обрядах, а не как в христпанских, где обходы во время обряда совершают против солнца) обходила свадебный поезд с иконой и хлебом в руках.

С хлебом в руках отправлялисья сватать в России, в Белоруссии, Украине, Сербии, Черногории, у познанских поляков. В Чехии отец невесты дает свое согласиена брак,тем что он принимает от свата хлеб. Общеизвестен славянский обычай класть хлеб на голову или разламывать его над головой. Во многих местностях славянского мира на свадьбах хлеб кладут на голову свата, свахи, женеху, невесте. Хлеб относят в опочивальню. В Славонии молодые, отправляясь в опочивальню, подходят к столу и откусывают по куску свадебного хлеба чорбы. У славаков жених и невеста на сговоре подают друг другу руки через хлеб. В некоторых местностях России жених и невеста клятвенно кладут руки на хлеб. В Поволжье и в Польше жених и невеста съедают один хлеб. У чехов и словаков после сговора дают жениху большой хлеб, одна половина которого остается жениху, а другая невесте. В Болгарии свадебный хлеб мединки пекут в доме жениха и в доме невесты из одной и той же закваски. В России, Болгарии, Чехии с хлебом в руках приглашают на свадьбу. В Сербии, Банате, Славонии, у южномакедонских болгар и во многих местах России молодая входила в дом новобрачного с хлебами в обеих руках. Хлеб кладут молодым за пазуху у русских и у краковских поляков.

Читать еще:  Как провести девичник перед свадьбой: интересные идеи. Идеи для вашего девичника

К свадебному хлебу обращаются как к господарю, его целуют, ему кланяются, вокруг него танцуют. В различных местностях свадебный хлеб имеет различные названия, но как отмечает первый исследователь коровайного обряда проф. Н.Сумцев: ” В способе приготовления и обрядового употребления свадебного хлеба у славянских народов обнаруживаается сходство.” Особое местов ходе обряда занимает выпечка свадебного хлеба, получившая названее – коровайный обряд. В самой свадьбе коровайный обряд составляет отдельное многозначное представление с песням, заклинаниями и магическими знаками, указывающими на их глубокую древность. Выпечка коровая, по мнению большинства исследователей, это воспроизведение мифа небесного брака Солнца и Месяца для сотворения Мира. Коровай украшают приготовлеными из теста изображением светил и звезд, фигурками зверей, птиц и иногда знаками мужского достоинства. На полтавщине свадебный коровай – дывень (дивный) сажают в печь так, чтобы он находился между лежнями (хлебами меньшей величины), а вокруг него ставят маленькие булочки – звездочк, создавая образ небесного семейства. В старинное время впереди свадебного поезда несли коровай. На старинных царских и княжеских свадьбах коровай был очень велик:”четыре чиновника носили его на “носилах”, обитых гладким червчатым бархатом.” В свадебных песнях коровай – красный, румяный, высокий, святой: “Як день билый, Як Бог милый, Як яснее солнечко. “. Коровай наряжали соответственно его божественного статуса, он должен быть окружен золотом и серебром. Свадебный хлеб придавал освящающее значение предметам, стоящим рядом с ним. Например квашня в некоторях случаях заменяет хлеб как символ солнца.

На Украине квашню ставят посредине двора и обводят вокруг нее молодых. Обыкновение сажать молодую во время расплетания косы на покрытую овчиной квашню соблюдалось у русских, поляков и сербов лужицких.

Отличительной особенностью коровая – свадебного хлеба, служит его величина и круглая форма, часто с углублением или отверстием в середине. В народных песнях поется о сверхъестественных свойствах коровая, он всемогуч.

На свадьбе, как производное от хлебных злаков, имеет место и каша. Обрядовое употребление каши-явление общеславянское. На Руси каша была обязательным блюдом свадебного пира. В Воскресенской летописи слово “каша” употребляется в значение самого свадебного пира: “Когда Александр Невский женился в 1239 году в Торопце, то он праздновал здесь ” Кашу”, а по возвращении в Новгород-другую”, т.е. давал свадебный стол еще раз.

Обрядовое употребление творога (сыра)тоже занимает определенное место в слаянских свадьбах. Проф. Н.Сумцев отмечает, что “в то время как у кельтов и германцев сыр был в пренебрежении, у славян он употреблялся с древнейших времен. На что указывает его знаковая роль на свадьбах. Сыр у славян употрублялся в обрядах как жертвоприношение.

Обычай разбивать посуду на свадьбах сохранился до настоящего времени, но утерял свое первоначальное значение знаменующее окончание жертвоприношения. Потому как употребление напитков на свадьбе понималось как жертвенное возлияние, а обыкновение плескать вином вверх есть следствие древнейшего поклонения солнцу, которое встречается и у других народов. Сосуды же, послужившие при жертвоприношении высшим силам, не могут служить людям, их разбивают.

Интересна в этой связи свадебная запись 1499 года: “И как еще великая княгиня будет допивать вино, и он ударит скляницу о землю и ногою потопчет сам, и иному никому не топтать, опричь князя после венчания, а собрав кинуть в реку, как прежде велось.”

Купание (омовение) — непременное действие древнеславянской свадьбы. В Сербии, Славонии, Болгарии, Украине, Белоруссии, России молодая вместе с молодым шла к реке или к колодцу умываться.(или сопровождающие ее умывали) Затем, набрав воды, молодая несла ее домой и окропляла домашних животных, обычно это делалось рано утром. В некоторых украинских свадебных песнях можно различить древний обычай совершать бракосочетание при воде или посредством воды. У чехов самый верный союз тот, который совершается над колодцем. Какая же сила заключалась в акте свадебного омовения, если в правиле Митрополита Кирилла конца 13 века читаем: “И се слышахом в пределах новогородских невесты водят к воде и ныне не велим тому токо быти или проклинати повеливаем”.

На Руси, сообразно с климатом, купание молодых в реке заменено баней. Банная часть обряда необычайно многообразна, даже отправление молодой в баню сопровождалось особой торжественностью и обрядностью. Действия и заговоры во время банного омовения были направлены на разжигание и укрепление любовной страсти (любы). По словам заговора молодая для супруга должна ему “стать и свеча, и мать, и богатая кровать.” Есть основания думать, что баня некогда была не только очистительным, но и освящающим местом. Баню украшали цветами и благовонными травами, на каменку лили мед, бросали хмель и зерно, чтобы “житьв меду и богато”, но ни икон ни крестов в бане никогда не вешали.

Славянские свадьбы обдадают преимущественно чертами солнечного культа. Это объясняет множество солярных знаков в брачном обряде. Кольцо, которое сегодня почитается знаком супружеского соединения, служило во все времена зрительным образом Солнца. В древние времена Солнце или светозарный нимб, его окружающий, на свадьбе знаменовал венок. Свадебный венок встречается у всех славянских народов. Венок как достояние природного языческого миропонимания был перенят и узаконен христианской церковью в конце третьего века, для обряда бракосочетания, названного венчанием.

Источники:

http://slav-rus.com/kultura/slavyanskaya-svadba.html
http://xn--80aejvmu5h.xn--80aswg/slavyanskaya-svadba/
http://vk.com/topic-40504985_26753416

Ссылка на основную публикацию