Похищение невесты на Кавказе – красивый обычай или ужасный пережиток времени? Похищение невест – преступление или традиция
Чаще всего кража невесты происходит по нескольким причинам:
1. В том случае, если это может решить финансовую проблему. Кража невесты полностью решает вопрос с выплатой калыма за дочь, который в ином случае обязателен.
2. Если девушка и ее родители против данного брака, или социальный статус парня намного ниже статуса невесты в обществе, и он уверен, что семья никогда не согласится выдать за него свою дочку.
3. Пожалуй, самый приятный вариант для всех сторон – когда решение о похищении взаимно. В силу некоторых обстоятельств, которые могут оказаться разными. Например, молодые люди нравятся друг другу, но родители не одобряют брак или уже подыскали своим детям более подходящих кандидатов.
Но не всегда похищение воспринимается одинаково. И если для одних девушек кража является проявлением влюбленности и серьёзных намерений, то для других это ничто иное как проявление дикости.
План похищения невесты
Как же происходит кража избранницы? В давние времена жених крал девушку и увозил ее на лошади. В XXI веке конь не обязателен, если только железный, а само похищение могут провернуть друзья и родственники. Главное, чтобы держалось все в строжайшем секрете.
Выбрав подходящий момент, когда девушка остается одна (чаще всего это дорога домой из университета или работы), друзья крадут невесту и увозят ее в дом жениха (если родители осведомлены об этом). Там она должна будет провести ночь, может, даже и не одну. Все зависит от того, насколько быстро удастся вытащить из нее согласие.
Украденную девушку успокаивают и уговаривают выйти замуж за похитителя, приводя всевозможные аргументы и рассказывая о хороших качествах жениха (например, авторитетность, богатство и др.)
Оставшись в одном доме с похитителем, на утро девушка должна сделать выбор: согласиться на брак или отказаться. Последний вариант может привести к семейной вражде. Вариантов тут, кстати говоря, немного: у девушки, котору украли, репутация уже является запятнанной.
В случае получения положительного ответа от девушки молодые просят одобрения брака у ее отца. Возможно такое, что родители сразу не согласятся и не примут зятя, но после рождения первенца его прощают и принимают в семью.
Если говорить о мнении религиозных деятелей, они не считают кражу наилучшим методом создания семьи: ведь не всегда такие истории заканчиваются благополучно.
Совет алимов определил круг ученых для вынесения фетвы по вопросу о похищении девушек.
Согласно этому руководство канонического отдела ДУМД постановило:
- Всем имамам довести до своих джамаатов информацию о величии греха за похищение свободной девушки. Поистине, принуждение свободной женщины силой выйти в путь, отдаляя ее от дома и родных, является запрещенным по Исламу. Это то, что вызывает гнев Аллаха. Более того, это считается большим грехом и не принимается свидетельствование совершившего его, и он становится фасыком.
- В случае обращения к имамам сел для примирения обеих сторон по возможности не принимать в этом участия.
- Если вопреки запрету похищение произойдет, то вопрос заключения такого брака (махара) должен обязательно решаться с разрешения и участия районного имама.
На прошедшем Совете алимов среди многих поднятых вопросов был и вопрос о похищении невест. Причиной обсуждения этого вопроса послужило то, что это явление побуждает родственников, односельчан похищенной девушки и похитителя к вражде, ненависти, к непримиримому разрыву отношений. Таким образом, из-за вины одного человека возникает противостояние между целыми тухумами (родовыми сообществами), а то и селами. Порой это приводит к трагедиям: убийству похищенной девушки, жениха и их родителей, братьев. Были случаи, когда в заложники брали брата или отца виновника, установив для них срок возврата девушки, а потом убивали их. Это стыд и позор для родственников украденной невесты, которую отец впоследствии больше не принимает в дом и т. д.
Этот вопрос поднимался на Совете алимов, чтобы препятствовать таким явлениям в нашей жизни, и это решение единогласно поддержали все алимы, которых на Совете было около ста. Они высказали очень много мнений и предложений по этому поводу. Позже муфтий Дагестана Ахмад-хаджи Абдулаев поручил довести до всех имамов и алимов, а также до всех мусульман республики решение Совета алимов по данному вопросу. Он порекомендовал всем исламским СМИ провести разъяснительную работу среди читателей о запрете похищения девушек и о большом грехе такого поступка. Высказал надежду, что такая целенаправленная работа алимов и журналистов исламских СМИ принесет свою пользу и даст возможность опомниться, остеречься от такого поступка тем, кто намеревался так поступить. В этой связи хотелось бы сказать следующее: во время джахилии (до пророчества Мухаммада (мир ему и благословение)) было очень много традиций, поступков, пониманий среди людей, которые, удовлетворяя одних, наносили вред другим, или же это был вред обоюдный. Речь идет о таких традициях того времени, как захоронение живьем новорожденной девочки, так как это считалось позором для семьи. Женщине не предоставлялись никакие права: ее могли купить, продать, сына после смерти отца могли женить на его вдове и т. д. Всевышний Аллах по своей милости отправил Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), чтобы предотвратить подобные поступки, призвать людей к миру, любви и согласию, искоренить невежество и воспитать в людях благой нрав.
В хадисе Пророка (мир ему и благословение) говорится: «Меня послали устранить плохие традиции и страсти (желания)» . Из этого хадиса видно, что целью посланничества было искоренение среди людей того, что вредит им. И только тот, кто следует пути Посланника Аллаха (мир ему и благословение), совершая то, к чему он призывал, и отдаляясь от того, что он запретил, может называть себя мусульманином, то есть покорным, и только так он может получить удел и довольство Аллаха в Судный день.
И сегодня среди людей распространена такая традиция как кража невест. Этот обычай влечет за собой десять и более запретных поступков, среди которых есть очень пагубные. И если рассматривать эту проблему через шариат, нормы Ислама, то можно заключить следующее:
Первое – Ислам запрещает делать то, что не нравится твоему брату по вере. В хадисе об этом сказано: «Не усовершенствуется вера одного из вас, пока он не полюбит для своего брата то, что он любит для себя» . Теперь давайте подумаем, кто же из нас хочет, чтоб украли его дочь, сестру или же засватанную девушку (невесту). Этого для себя не пожелает никто.
Второе – воровство чужого имущества, будь это золото, серебро или другое является запретным. И в наказание вору установлено отрубать руку. Вот и подумайте, разве не более строго наказания заслуживает тот, кто крадет более ценное, чем золото и серебро, то есть людей, в частности, женщин. Разве спасется он от наказания и гнева Аллаха? Даже если такой человек раскается в содеянном, он не будет прощен Всевышним, пока его не простит каждый, кого он задел, очернил и т. д., начиная от отца девушки и заканчивая другими родственниками.
Третье – Ислам ценит и сохраняет честь и достоинство мусульманина и строго запрещает любые посягательства на это, кто бы он ни был по происхождению. Пророк (мир ему и благословение) в своей прощальной проповеди сказал: «Вам запретны кровь (жизнь), имущество, честь, достоинство каждого из вас по отношению друг к другу в этом городе (имеется в виду Мекка), в этом месяце (Зуль-хиджа), как запретен этот день и как запретно совершать войну в этом месте и в это время» (Бухари, Муслим). В другом хадисе говорится: «Одному из мусульман запретны кровь (жизнь), имущество и честь другого мусульманина» (Муслим, Тирмизи). Также в хадисе сказано: «Мусульманином является тот, от чьих рук и языка убережены другие мусульмане» . Теперь подумайте, разве похищения не очерняет честь и достоинство отца, братьев и других родственников невесты, а также честь и достоинство самой девушки. И уберегает ли похититель руки и язык в данном случае от посягательства на мусульман?
Четвертое – это вызывает вражду, ненависть, злобу между мусульманами, родственниками, односельчанами и т. д. В хадисе Пророка (мир ему и благословение) сказано, что смута (фитна) спит, и на того, кто разбудит ее, падет проклятие Аллаха. Подумайте сами, разве мы все не слышим, к каким разборкам, разрывам и порой убийствам приводит кража девушек? Это такие раны, которые не лечатся даже временем.
Пятое – ослушание родителей. В хадисе сказано, что Пророк (мир ему и благословение) спросил сподвижников: «Хотите, я вам расскажу о наибольшем грехе среди больших грехов?» – и повторил этот вопрос три раза. Сподвижники сказали: «Расскажи, о Посланник Аллаха». Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Это совершение ширка по отношению к Аллаху и ослушание родителей» (Бухари, Муслим). Также в хадисе говорится, что Всевышний Аллах откладывает наказание за грехи до Судного дня, кроме греха ослушания родителям, поистине, за это Всевышний Аллах наказывает в миру, не откладывая» (Хаким).
Подумайте, совершая такой «поступок», разве дети не вызывают гнева своих родителей и разве не заставляют их переживать, стыдиться, унижаться перед другими. Ведь, если бы они слушались их, то никогда не совершили бы подобное.
Шестое – ранение сердца мусульманина, обрекая человека на тревогу и переживание. В хадисе сказано: «Вы не беспокойте мусульманина и не пугайте его, поистине, испуг мусульманина является большим притеснением» (Табарани). Также в хадисе говорится: «Всевышний обязал себя в том, чтоб в Судный день напугать того, кто напугает мусульманина» (поистине, того, кто напугает мусульманина, Всевышний напугает в Судный день).
Седьмое – шариат запрещает просить руки (свататься) той, которую засватали или хотят засватать, до тех пор, пока сторона невесты не откажет другим сватам. Как же тогда можно красть ту, которая уже засватана за брата по вере?
Восьмое – женщине по Исламу запрещено отправляться в путешествие без сопровождения махрама, то есть отца, деда, брата, дяди, сына, племянника или же мужа. А когда ее воруют в то время, пока идут переговоры с ее родителями о перемирии, кто бывает с ней рядом, ведь в дом похитителя ее никто из дозволенных для этого людей не сопровождает? И как же можно увести ее насильно, когда запрещено даже дотрагиваться до нее? Конечно, это недопустимо и относится к числу больших грехов.
В хадисе сказано: «Тот, кто верит в Аллаха и Судный день, пусть не уединяется с чужими женщинами без ее махрама», а также «Воткнуть шило в голову одного из вас лучше, чем дотронуться до чужой женщины» (Табарани).
Девятое – наказание Всевышнего – лишение бараката, милости в таком браке, лишение потомства или же у таких людей вырастут дети, которые будет лицемерными, со слабым иманом, притеснителями, не уважающими своих родителей и т. д. В хадисе сказано: «Тот, кто женится для того, чтоб уберечь себя от запретного или для сближения и укрепления родственных отношений, то в таком браке будет благодать» (Табарани). Из этого хадиса понятно, что тот, кто ворует невесту, непременно разрывает родственные отношения и вселяет вражду и ненависть. Как же может в таком браке существовать баракат?
Десятое – такие похитители показывают плохой пример и другим, таким же как он, людям со слабым иманом. Видя его поступок, другие тоже могут последовать его примеру, забывая то, что сказал Пророк (мир ему и благословение): «Тому, кто покажет плохой пример другим, засчитывается и грехи тех людей, которые последовали его примеру до Судного дня».
Помимо вышеперечисленного воровство чужих дочерей с целью женитьбы приносит обществу только вред и смуту. А такие традиции и адаты не подходят даже кяфирам, не говоря уже о мусульманах, знающих, что однажды придется встать перед Всевышним и нести отчет за все свои деяния. Ведь всем известно, что мусульманин обязан соблюдать правильный путь – путь, установленный Всевышним и доведенный до нас Пророком Мухаммадом (мир ему и благословение). Нужна совершенная вера или сильный закон в наше время. Но когда порой смотрим на людей нашего времени, то с грустью отмечаем – нет в них ни боязни закона, ни крепкой веры.
Но нельзя и исключать в этих грехах и ответственность родителей, которые побудили их к этим неверным шагам, не воспитав их с детства в богобоязненности, а отпустив вольно шагать по жизни в соответствии с полным смуты и грехов временем. Представьте себе ситуацию, когда девочка и мальчик знают друг друга с детского сада, школы, привыкают друг к другу, сидят вместе за одной партой, потом влюбляются, переписываются, созваниваются, встречаются и т. д. Повзрослев, в дом девушки приходят сваты, она, любя другого, отказывается выходить за того, за кого захотели родители, поэтому и происходят кражи, побеги из дома и т. д. Ведь первой виной этому служат сами родители, которые в свое время оставляли детей без внимания. Посмотрите на наше общество! В какое время мы с вами живем?! Как одеваются люди, в том числе девушки?! Мода меняется быстрее погоды, и в такой суете жизни родители обязаны сохранить свое дитя от пороков общества, а затем выдать дочь достойно замуж или женить своего сына на порядочной девушке. И если вовремя обратить внимание на воспитание детей, мы не будем в дальнейшем переживать за их поступки, краснеть и стыдиться за них.
Да убережет Аллах нас наших сыновей и дочерей от того, что может очернить их честь и достоинство, да вселит в нас и в наших детей крепкую веру. Амин.
Похищение женщины – это традиция и древний ритуал не только на Кавказе, но еще и как минимум в 17 странах мира. В каждой из них есть свои причудливые, а подчас и жестокие традиции, связанные с этим обычаем. FURFUR разобрался в вопросе и выяснил, где и как можно украсть женщину, чтобы вам ничего за это не было. Мы уверены: вы приличные люди и не будете использовать эту информацию без лишней на то причины. Тупак говорил: «Только Бог может судить меня». Так и мы верим в вашу совестливость.
Одно из первых упоминаний о похищениях женщин отсылает к библейским временам. После кровопролитной войны между Израилем и коленом Вениамина израильтяне долгое время запрещали оставшимся в живых солдатам противника брать местных девушек в жены. Позднее они смягчили закон и разрешили чужакам самим выбирать девушек раз в году на празднике в городе Силом.
По легенде, в годы основания Рима в городе не было ни одной девушки. Чтобы изменить такое положение дел, Ромул решил пригласить на праздник соседние племена. В самый его разгар римляне напали и похитили большую часть девушек. Впоследствии ритуал стал в Риме обычаем.
У древних славян ритуал похищения невесты был неотъемлемой частью языческой культуры. Регулярно в лесу проходили «игры», во время которых мужчины выбирали понравившуюся девушку и уводили с собой. Сохранившееся до наших дней выражение «сыграть свадьбу» и есть отголосок тех древних ритуалов.
Зачем воровать женщину
Нет времени на лишние уговоры и ухаживания
Похищение невест – преступление или традиция?
Древний обычай похищения невест остается довольно распространенным на Кавказе. Особенно часто такие случаи встречаются в Чечне, Дагестане и Ингушетии. Руководство республик подходят к решению этой проблемы по-разному. Довольно сильно в этом плане расходятся подходы ингушских и чеченских властей.
Евкуров: специальный закон против похищения невест не нужен
6 мая 2017 года глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров выступил против внесенного в Госдуму республиканским парламентом законопроекта, который предусматривал уголовную ответственность за похищение человека с целью вступления в брак 1 . Ингушские депутаты предлагали наказывать похитителей принудительными работами на срок до трех лет или лишением свободы на тот же срок. Руководитель республики объяснил свою позицию тем, что уголовная ответственность за похищение человека, вне зависимости от того, невеста это или кто-то еще, уже и так предусмотрена российским законодательством 2 .
Ранее с критикой подобных законопроектов выступал также ингушский правозащитник Магомед Муцольгов. “Я без сомнений против умыкания невест. но при этом я считаю неправильным сажать за умыкание невесты. Я уверен – в первую очередь нам нужно добиться, чтобы никто не соглашался участвовать в решении этого вопроса”, – говорил Муцольгов 3 .
Статья Уголовного кодекса РФ 126 “Похищение человека” действительно применима к случаям кражи невест и предполагает наказание в виде лишения свободы на срок от четырех лет 4 . Однако, согласно примечанию к этой статье, “лицо, добровольно освободившее похищенного, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления” 5 , что фактически освобождает похитителя от судебного преследования.
В 2008 году в Ингушетии уже был подготовлен законопроект о внесениях поправок в Уголовный кодекс, предусматривающих наказание за похищение невест 6 . В нем указывалось, что по нынешнему законодательству “виновному в большинстве случаев удается избежать уголовной ответственности” именно на основании примечания к статье 126.
Авторы законопроекта отмечали, что правоохранительные органы республик Северного Кавказа не могут привлекать похитителей к ответственности. При этом потерпевшая сторона, не найдя защиты у государства, часто пытается самостоятельно возместить ущерб от нанесенного оскорбления – а именно так расценивается похищение женщины местными обычаями. Это создает угрозу для внесудебного разрешения конфликта. Госдума отклонила этот законопроект, а в ее профильном комитете по законодательству заявили, что предлагаемые поправки снижают вероятность добровольного освобождения похищенных, поскольку реальные мотивы похищения установить сложно, кроме случаев, когда брак действительно был заключен 7 .
Борьба с похищениями невест в Чечне
Что касается Чечни, то в октябре 2013 года глава региона Рамзан Кадыров объявил, что в республике удалось полностью изжить традицию похищения невест. “В целом запрет на ранние браки дал исключительно хорошие результаты. Полностью изжиты и факты похищения девушек с целью вступления в брак. Я поручил в течение месяца совместно с муфтиятом устранить имеющиеся недостатки”, – заявил Кадыров 8 . Однако, как показывают сообщения из Чечни, практика похищений не прекратилась, а лишь ушла в подполье, став более скрытой 9 .
Обещание искоренить это “позорное явление” президент Рамзан Кадыров дал еще осенью 2010 года 10 , заявив как о штрафе для похитителей в миллион рублей, так и немедленном снятии с должности того религиозного деятеля, который станет принуждать родителей похищенной согласиться на брак их дочери с похитителем 11 .
В 2008 году против похищений выступил муфтий республики Султан Мирзаев. Он запретил местным имамам заниматься урегулированием конфликтов между семьями похищенной девушки и похитителя, заявив, что обычай “противоречит шариату и исламу” 12 . По словам Мирзаева, “в 90% случаев, даже если девушка вступает в последующем в брак со своим похитителем, семейный союз распадается через некоторое время, так как счастливая семья не может начинаться с насилия. Исламская религия требует, чтобы все было исключительно на добровольной основе”, – заявил муфтий 13 .
Слова религиозного лидера вызвали неоднозначную реакцию. Как отмечала чеченская журналистка Зарина Зубайраева в статье о похищении невест в республике, глава духовенства “провозгласил решение, проконтролировать выполнение которого практически невозможно” 14 .
Арутюнов: невест воруют, когда нет денег на калым
В 2006 году эксперт Института этнологии и антропологии РАН Сергей Арутюнов высказал мнение, что главная причина похищения невест на Кавказе – не запрет родителей на брак, а экономические трудности: “Дело в том, что по кавказским традициям за будущую жену жених должен заплатить большой выкуп-калым. Поскольку экономическая ситуация в кавказском регионе сейчас не слишком благополучная, у большинства юношей необходимой суммы нет. Вот они и решают без шума и пыли похитить невесту, как правило, предварительно предупредив ее, а иногда и ее родственников” 15 .
Он также отмечал, что, хотя на Кавказе существует обычай похищения невест, “это, как правило, разыгрываемый спектакль своеобразный, да, это местная особенность, но ничего страшного в этом нет” 16 .
Российский кавказовед Ахмет Ярлыкапов также считает, что похищения невест зачастую практикуются по экономическим соображениям и есть и согласованные случаи. “Я опять же основываюсь на собственном этнографическом опыте и знаю, что в некоторых районах больше половины похищений происходит все-таки по согласию девушек, т.е. это действительно делается для того, чтобы сэкономить на свадьбе. Но если взять по всему Северному Кавказу, то, наверное, либо половина на половину, либо все-таки большинство без согласия девушки” 17 .
По мнению эксперта Международной кризисной группы Екатерины Сокирянской, чаще всего “похищение невесты происходит против ее воли, иногда (довольно редко) оно может сопровождаться сексуальным насилием”. Как отметила Сокирянская, многие девушки соглашаются на такой брак против воли, потому что после умыкания репутация девушки будет подмочена – “на той, которую уже “трогали” чужие мужчины, могут не захотеть жениться” 18 .
По закону гор, или Почему на Кавказе продолжают воровать невест
С началом осени на Кавказе открывается сезон охоты на невест. И хотя местные власти пытаются искоренить старинный обычай при помощи законов, штрафов и проповедей духовных лиц, он, как говорят правозащитники, не только не искореняется, а наоборот, становится более дерзким.
Зарина Басаева баюкает своего младшего сына. Зарине 19 лет, а она уже мама двух мальчишек: Аслана, которому ещё нет и двух лет, и полугодовалого Исмаила. «Так получилось. Замуж я не спешила. Оканчивала 11 класс. А он меня украл», — рассказывает Зарина.
Он — это нынешний муж Зарины, 34-летний Ахмад. До замужества Зарина видела его лишь однажды: на торжестве общих друзей, куда девушка пришла вместе с сестрой и тётей. «Он мне не понравился тогда. Пытался завязать разговор. Я ему сказала, что он старый дядька. А у меня планы большие. Он ответил грубо: “Моей будешь”. Через месяц его друзья украли меня прямо с уроков. Я плакала, пыталась убежать. А он мне угрожал: если имам придет, а я скажу, что не добровольно пошла, он меня убьёт. Стало страшно. Я согласилась».
Судьба Зарины похожа на многие судьбы девушек, проживающих на юге России. Сезон охоты на невест в этом регионе открывается, как правило, осенью. Как говорят, правозащитники — старинный кавказский обычай не только не забыт, скорее наоборот, становится более популярным.
«Мне всё равно, кого она любит»
«Кражей невест на Большом Кавказе мужчины занимались издревле. Это старинный обычай, и для жителей этого региона вполне нормальный», — говорит житель Дагестана Магомед Рагимов. Свою жену Магомед тоже украл. «Ждать не мог. Мне тридцать исполнилось. Надо было срочно жениться. Она меня знала, её брат был моим другом. И я ей нравился, она потом призналась. А то, что плакала в начале — это от счастья», — утверждает Магомед. По словам Магомеда, украсть невесту для южного мужчины — это доказать самому себе своё достоинство.
Истории похищения девушек похожи. Невесту выслеживают, подкарауливают момент, когда она находится одна, хватают, сажают в машину и увозят. «Самым дерзким похищением считается то, когда мужчина ворует девушку рядом с родительским домом», — рассказывает Магомед Рагимов.
— А если она не любит, или любит другого? — спрашиваю я Магомеда.
— Да уже без разницы, с кем она общается и кого любит. Если я решил её украсть, то я это сделаю, — отвечает он.
Нет выбора
По данным правоохранительных органов, за прошлый год на Северном Кавказе было принято около сотни заявлений от похищенных с целью женитьбы девушек. 10 из них дошли до суда. В соседней с Кавказом Волгоградской области возбуждено одно уголовное дело по факту похищения девушки. Как пояснили в правоохранительных органах, отдельной статистики по похищенным невестам они не ведут.
Кавказские правозащитники уверяют, что истинные цифры значительно выше. «Многие случаи похищения девушки с целью замужества до правоохранителей не доходят. Особенно если похищенная живёт где-нибудь в селе. Родители девушки боятся огласки. Считается, что если девушку похитили, то она уже запятнана. И чтобы избежать позора, девушку выдают замуж за её похитителя. А раз есть согласие, дело прекращается».
«Семья всегда выступает против похищения девушки. Может разгореться большой скандал: даже убить могут, — рассказывает правозащитник Светлана Кузнецова. — Так год назад в Ингушетии похищение девушки обернулось убийством троих человек. Родственник похищенной оказался сотрудником полиции. Разговор между родственниками жениха и похищенной девушки, как правило, ведётся на повышенных тонах. В данном случае скандал перерос в стрельбу в центре Назрани и убийство».
Обычно гасят конфликт между семьями старейшины рода. «Парни, ворующие девушек, нехорошо поступают с родственниками девушек. У меня на днях внучку украли. Если бы жених пришёл ко мне домой, как говорят у вас, просить руки моей внучки, я бы согласился», — говорит 70-летний Рамзан Курбанов. Он старейшина рода, у него было 4 жены, и, как признаётся старик, всех их он умыкнул.
— А что будете делать теперь, заберёте внучку?
— Нет, зачем забирать. Свадьбу сыграем. Пусть живёт.
«Сам закон поставил родственников похищенной с целью брака девушки в узкие рамки. Были случаи, когда родители похищенной забирали свою дочку назад. Но чаще всего похищения заканчиваются браком», — говорит правозащитник Светлана Кузнецова.
А я по любви хочу!
«Мне 16 было, когда он меня украл. Воровал два раза. Первый раз у него не получилось. Я упала на асфальт, царапалась, кусалась, кричала. Тогда мне удалось от него сбежать. Я родителям ничего не сказала: меня бы грязной посчитали. Второй раз у него получилось. Он меня схватил и прямо в машине изнасиловал. Потом бросил в каком-то доме. Куда ж я от него пойду. Поэтому, когда имам меня спросил, согласна ли я пойти за него замуж, я кивнула», — вспоминает Айшат.
К сожалению, бывают случаи, когда справиться с эмоциональным надрывом девушка не может. Так, в июле 2014 года в небольшом селе Чухонастовка Камышинского района Волгоградской области повесилась 17-летняя мусульманка. По словам местных жителей, девушка буквально была в шоке от знакомства с новоиспечённым супругом. Улучив минутку, юная невеста вышла во двор и, накинув на шею петлю, свела счёты с жизнью.
Месяцем ранее в селе Усть-Погожье Дубовского района Волгоградской области четверо молодых мужчин похитили 17-летнюю школьницу. По официальным данным Следственного управления следственного комитета по региону, мужчины несколько часов караулили девушку. Дождавшись, когда она выйдет из ДК, помощники жениха избили брата школьницы, а её саму силой усадили в автомобиль и увезли в Волгоград. Школьницу привезли в квартиру, где её уже ждал будущий муж. Молодой человек несколько часов уговаривал девушку пойти под венец. Поняв, что без согласия на брак её не отпустят, девушка согласилась, но с одним условием — похитители должны отвезти её в полицию, где она лично скажет следователю, что идёт замуж по доброй воле. Мужчины согласились и отвезли её в Дубовку в следственный отдел, где уже лежало заявление от родных. Теперь «жениха» и его друзей подозревают в похищении несовершеннолетней группой лиц по предварительному сговору или в пособничестве этому. Им грозит от 5 до 15 лет лишения свободы.
Против законов России и шариата
Власти Кавказских республик призывают изживать спорную традицию при помощи закона, шариата и миллионных штрафов. Так, в Чечне и Ингушетии похититель девушки должен заплатить родственникам миллион.
«Деньги не главное. Мы пытаемся донести до молодых людей, что похищение человека — это тяжёлая статья Уголовного кодекса, — говорит следователь из Ингушетии Ахмад Евлоев. — К сожалению, сколько ни бывал на судах, видел, как дела прекращались по примирению сторон. А я так считаю, если устроить показательный суд сразу над десятью похитителями и дать им лет по 15 каждому, молодым людям таким образом жениться расхотелось бы. А у нас клановость: все люди братья и родственники, с ними враждовать нельзя. Были у меня случаи, когда девушка, испугавшись своих родственников, оговаривала парня. Однако в ходе следствия выяснялось, что молодые любят друг друга и заранее договорились о похищении».
Некоторые молодые люди думают, что воровать невесту не противоречит мусульманским законам. Однако мусульманские духовные лица отрицают это. «Воровать запрещено. Это против шариата, — заверил нас имам Абдулла-хазрат Бата, — такого в Коране нет. Это древний обычай, а бывает, что девушки сами с парнями договариваются. Но для того, чтобы заключить брак, должно быть обязательно согласие девушки, иначе такой брак будет недействительным. Также обязательно и согласие родителей».
Без согласия девушки никах — мусульманский религиозный брак — не проведут, к примеру, в Турции и Алжире.
«Это в первую очередь неуважение к собственным родителям, — считает мусульманка Амина, — по правилам нужно посвататься. Нас с мужем имам сначала послал в ЗАГС, и только потом был религиозный брак. Именно для того, чтобы не прелюбодействовали под маркой религии. И насколько я знаю, самому имаму, который проведёт никах до официального брака, грозит серьёзное наказание, вплоть до лишения сана».
Молодые люди к духовным лицам прислушиваются, но соблюдать законы не спешат. Кражи невест на Северном Кавказе и в прилегающих регионах продолжаются. Большинство из них заканчивается свадьбами, и лишь некоторые судом и разводом.
Источники:
http://myetherworld.ru/pohishchenie-nevest-prestuplenie-ili-tradiciya-pohishchenie-nevesty-na.html
http://www.kavkaz-uzel.eu/articles/302470/
http://aif.ru/society/people/po_zakonu_gor_ili_pochemu_na_kavkaze_prodolzhayut_vorovat_nevest